Мовавика Видео

  • Удобные инструменты для редактирования видео

  • Стильные титры, переходы и эффекты

  • Стабилизация видео, реверс, эквалайзер и многое другое

Нажимая на кнопку, вы скачиваете бесплатную версию программы.*

Как стать режиссером кино

17 932

Возможно, одна из самых романтизированных профессий, особенно популярная среди молодых киноманов, которые желали бы нести свой свежий взгляд на искусство в массы. Так что нужно, чтобы стать режиссером?

Хорошая новость: нет ничего невозможного, и начать режиссерскую карьеру может буквально каждый человек, готовый трудиться.

Плохая новость: в этой профессии довольно мало романтики, а вот сил, времени, организаторских способностей требуется очень много. А зачастую – еще и материальных вложений.

Ну хорошо, мы не говорим о высокобюджетных фильмах, которые будут греметь в стране! Мы говорим о наработке минимального опыта, приобретении базовых навыков и понимании того, из чего же складывается данная профессия. Ниже – конкретные советы, как стать режиссером, какие книги в этом помогут, какая работа над собой должна быть проделана, можно ли добиться результатов без образования и проложить себе путь в кино.

Профессия: режиссер

Теория и практика

Разумеется, каждый режиссер должен на практике прекрасно знать все нюансы съемочных процессов, не существует книг, статей, учебных программ, которые могут заменить этот опыт.

Но начинать все-таки нужно с теории, ведь именно на режиссере держится весь процесс на съемочной площадке, и необходимо узнать как можно больше до того, как взвалить на себя подобную ответственность. Потому образование – та крайне желательная база, на которой будущий кинорежиссер может построить действительно примечательную карьеру. Другое дело, что получить его можно не только в специализированных учреждениях.

Любой человек, который мало-мальски «в материале», назовет вам известнейших режиссеров, которые добились успеха, не имея за плечами ничего, кроме опыта, не читая книг, не слушая никого. Но ориентироваться исключительно на их пример – отличная возможность стать жертвой типичной «ошибки выжившего»: принять во внимание лишь опыт единиц, которым удалось, ничего не узнав об опыте тех безвестных сотен тысяч, у которых не получилось.

Первые шаги

Первое, что нужно, чтобы стать режиссером – научиться здраво смотреть на вещи, настроиться на кропотливую и упорную работу и возможную череду неудач. Это нормально. Затем нужно трезво оценить имеющиеся навыки – вероятно, они очень скромны, значит, первый опыт тоже должен быть скромным: короткометражка, любительский фильм, освоение техники и программ, которые для этого потребуются. Попутно вы приобретете опыт в смежных сферах: разберетесь, что представляет собой профессия оператора, звуковика, постановщика света и так далее, ведь в будущем все это будет крайне важно. Режиссер должен хорошо разбираться в основных аспектах деятельности каждого человека на съемочной площадке.

Изучайте работы классиков и современников, отслеживайте удачные находки, анализируйте, как было сделано то, что вас «зацепило», и то, что привлекает других. Отмечайте каждую мелочь, не только успешные находки, но и неудачные аспекты, проблемы сюжетов, игры, монтажа и так далее. Идеально – если вам удастся найти сценарии к просмотренным фильмам, чтобы понять планы режиссера и оценить, как именно он шел к их воплощению, что ему удалось, а что нет.

Что читать?

Многие знаменитые режиссеры делились своими знаниями с начинающими, кроме того, есть и базовый список «маст хэв» чтения для тех, кто хочет снимать. Это, в частности, книги Александра Митты «Кино между адом и раем», Роберта Родригеса «Кино без бюджета», Андрея Тарковского «Уроки режиссуры» и других. В западных киношколах крайне популярна, в частности, «Shot by shot» Стивена Каца, а всем, кто хочет глубже погрузиться в процесс, можно рекомендовать книгу «Режиссура как практическая психология» Ершова.

Экспериментируйте

Пишите сценарии короткометражек, кооперируйтесь с приятелями, снимайте сцены для фильмов, а дома собирайте из них кино при помощи видеоредактора. Отсматривайте материал, анализируйте ошибки, находите пути их решения.

В начале пути подражание классикам – это не плохо, а даже хорошо. Освойте их инструментарий, лежащий на поверхности, и двигайтесь дальше в поисках своего. Не замахивайтесь сразу на сложное, не бойтесь начинать с простых решений, не бойтесь копирования, но не бойтесь и нарушать даже базовые принципы, если точно знаете, зачем это нужно. Разрешите себе полет фантазии. Пусть не все решения будут удачны – на собственных неудачах вы можете учиться так же, как на чужих.

Погружайтесь в среду

Поработайте на съемочной площадке. Постарайтесь получить работу в составе съемочной группы – любую, вам просто нужно оказаться внутри процесса, увидеть, как он устроен, и, если повезет – завести свои первые связи в мире кино.

Посещайте фестивали и конкурсы, отправляйте свои работы, пишите заявки.

Развивайтесь в смежных областях: может быть, до того как стать режиссером, вы напишете отличный сценарий, а если не отличный – все равно многое поймете о роли режиссера после того, как побываете в шкуре сценариста. Попробуйте выступить в амплуа актера – это тоже принесет ценный в будущем опыт.

По возможности читайте чужие сценарии, подмечайте удачные решения и старайтесь найти собственные альтернативы и хорошим, и плохим, с вашей точки зрения, сценам.

Кстати о сценариях. Можете начать погружение в эту тему с видео ниже. Там расскажут о том, как пишутся сценарии к фильмам и о том, что такое мономиф.

Посещайте короткие курсы при киношколах: это опыт, это доступ на съемочные площадки, это, опять же, связи.

Ищите контакты, поддерживайте и расширяйте их. И никогда, никогда не ссорьтесь с людьми, работающими в киноиндустрии: это невероятно тесный мир.

Нарабатывайте опыт и портфолио. Продолжайте делать короткометражки, привлекайте больше людей, пробуйте разные жанры и подходы. И да, начинайте возить свои фильмы на кинофестивали, как только будете абсолютно уверены, что работы должны быть замечены.

А когда у вас уже будет приличный опыт, портфолио и понимание процессов – наймите агента, который будет искать для вас контракты.

С продюсером или без?

Есть два пути: независимый кинорежиссер или режиссер, заключивший контракт с продюсером. Если вы не боитесь сложностей, готовы к конкуренции, располагаете средствами и плохо реагируете на давление сверху – возможно, первый путь для вас, однако будьте готовы, что картина едва ли получит большую известность. Если же вы умеете договариваться и хотите известности – ориентируйтесь на второй путь. Однако до того, как получить хороший заказ, нужно уже иметь за плечами завершенные работы, поэтому первый вариант может быть базой для второго.

В любом случае, чтобы кого-либо заинтересовать, потребуется наработать портфолио, потому см. выше – экспериментируйте.

Освойте видеоредактор

Очень простой и наглядный Мовавика Видео с инструментарием для начинающих и продвинутых пользователей. Он легко сделает шикарный видеоролик из любого материала: улучшение и стабилизация видео, устранение лишнего, склейка, простое добавление эффектов и огромное количество титров, эффектов, переходов от профессиональных дизайнеров. Это очень простая и удобная программа для видеомонтажа, которая достойна сопровождать вас на всех этапах пути!

Мовавика Видео

Простой и функциональный редактор для создания ваших лучших видео

*Бесплатная версия Мовавика Видео может иметь следующие ограничения в зависимости от сборки: водяной знак на сохраненных видео, возможность сохранить видео продолжительностью не более 60 секунд, возможность сохранить только ½ длины аудио при экспорте проекта в аудиофайл и/или недоступность некоторых дополнительных функций при сохранении видео.

Мовавика Видео
Остались вопросы?

Остались вопросы?

Если вы не можете найти ответ на свой вопрос, обратитесь в нашу службу поддержки.

Подпишитесь на наши выгодные предложения и советы!